Краткий обзор о результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при осуществлении контроля закупок для государственных и муниципальных нужд за 1-й квартал 2018 года (по состоянию на 13.03.2018 г.)
15 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

За период с 09.01.2018 г. по 13.03.2018 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) исполнено 275 функций в рамках контроля за исполнением законодательства о контрактной системе.

За указанный период в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило 186 жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, членов комиссий по осуществлению закупок в рамках Закона о контрактной системе.

Из указанного количества жалоб обоснованными, в том числе частично, признана 61 жалоба (33%), необоснованными – 92 (50%), возвращено – 14 (8%), отозвано заявителями – 16 жалоб (9%), 2 жалобы переданы по подведомственности в иные территориальные управления ФАС России.

Количество жалоб, поступивших на действия муниципальных заказчиков/уполномоченных органов/комиссий составляет 64 (34% от общего объема), при этом доля обоснованных жалоб (в том числе частично)  - 37 ед., составляет 56 % от общего количества жалоб, направленных на обжалование действий, совершенных при осуществлении закупок, финансируемых из муниципального уровня.

За период с 09.01.2018 г. по 13.03.2018 г. по результатам рассмотрения жалоб выявлено 62 закупки, проведенные с нарушениями законодательства о контрактной системе (всего установлено 161 нарушение), в том числе, 29 закупок, проведенных с нарушениями, финансируемых из бюджетов муниципальных образований (выявлено 108 нарушений).

В указанной связи, учитывая, что порядка 60% от общего количества обоснованных жалоб, 67% от общего количества установленных по результатам рассмотрения жалоб нарушений, приходится на действия муниципальных уполномоченных органов/заказчиков/комиссий по осуществлению закупок, антимонопольный орган считает необходимым обратить внимание заказчиков/уполномоченных органов, проводящих закупки, финансирование которых осуществляется из муниципальных бюджетов, а также внимание членов закупочных комиссий таких заказчиков на необходимость неукоснительного соблюдения требований Закона о контрактной системе, а также своевременного повышения квалификации сотрудников, занятых в контрактной системе в сфере закупок.

____________________________________________________________________

Также за период с 09.01.2018 г. по 13.03.2018 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы рассмотрено 28 обращений заказчиков о включении сведений об участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.

По результатам рассмотрения таких обращений принято решение о включении сведений о 6-ти участниках закупки, остальные обращения либо возвращены в связи с нарушениями порядка подачи обращений о включении сведений в реестр, либо по ним были приняты решения о не включении в реестр.

Отказы во включении сведений об участниках закупки вызваны несоблюдением заказчиками порядка заключения контрактов, либо одностороннего расторжения контрактов, либо подтверждением добросовестности намерений участников закупки.

_____________________________________________________________________

Помимо указанного, Якутским УФАС России проведено 11 внеплановых проверок действий заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок.

По результатам данных контрольных мероприятий установлено 10 закупок, проведенных с нарушениями, 22 нарушения законодательства о контрактной системе.

_____________________________________________________________________

Рассмотрено 16 уведомлений о заключении контрактов с единственным поставщиком.

_____________________________________________________________________

Якутским УФАС России за период с 09.01.2018 г. по 13.03.2018 г. рассмотрено 38 дел об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По итогам рассмотрения данных дел должностными лицами Якутского УФАС России вынесены постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 558 тыс. руб.

Напоминаем, что с 06 августа 2017 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.32.5, введенной Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Данная норма установила административную ответственность для должностного лица заказчика, нарушившего срок и порядок оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не исполнившего обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., при этом в случае если перечисленные деяния совершило лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, данное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до двух лет.

Так, за 2017 год Якутским УФАС России рассмотрено 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц заказчиков. По итогам рассмотрения должностные лица привлечены к административной ответственности.

За 1 квартал 2018 года в соответствии со статьей 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от органов прокуратуры в адрес Якутского УФАС России поступило 38 административных материалов по признакам нарушения должностными лицами заказчиков требований части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время половина дел рассмотрена, должностные лица привлечены к ответственности.

Также в адрес Якутского УФАС России поступает информация о нарушении сроков оплаты заказчиками обязательств по контрактам непосредственно и от самих поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, в настоящий момент на рассмотрении находятся обращения в отношении таких заказчиков, как Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) ''Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" и Государственное бюджетное учреждение «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)».

Таким образом, заказчикам рекомендуется усилить контроль за соблюдением сроков и порядка оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по контрактам и принимать все необходимые меры для своевременный оплаты исполненных обязательств.

_____________________________________________________________________

В 2018 году в законодательство о контрактной системе введены следующие изменения:

1. При отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик может заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

Так, норма части 11 статьи Закона о контрактной системе, предусматривающая порядок отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона №44-ФЗ, дополнена возможностью заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. Ранее такой возможности предусмотрено не было.

2. Товарный знак можно указывать при описании объекта любой закупки. Как и раньше, необходимо сопроводить наименование товарного знака словами "или эквивалент". Исключения составляют следующие случаи:

- если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик;

- если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

3. При уклонении победителя закупки от заключения контракта, заказчик должен будет направить сведения об этом в контрольный орган в течение трех рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся. Условие об обязательном заключении контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер, исключено. Напомним, за несвоевременное направление указанных данных предусмотрена административная ответственность для должностного лица заказчика – штраф в размере 20 тыс. руб.

4. Жалобы физических лиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика, либо положениями документации или извещения о закупке, будут рассматриваться по Федеральному закону о порядке рассмотрения обращений граждан.

5. Наиболее масштабным нововведением в законодательство о контрактной системе является перевод конкурентных закупок в электронную форму.

Со второго полугодия 2018 года заказчикам разрешено проводить электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений, а обязательными электронные закупки станут с 1 января 2019 года.

Помимо электронного аукциона с использованием функционала электронной торговой площадки будут проводиться открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. Отныне указанные закупки условно называются единым термином "электронные процедуры".

Наверх