Краткий обзор о результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) при осуществлении контроля закупок для государственных и муниципальных нужд за 9 месяцев 2018 года (по состоянию на 18.09.2018 г.)
24 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

За период с 09.01.2018 г. по 18.09.2018 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) исполнено 1497 функций в рамках контроля за исполнением законодательства о контрактной системе.

За указанный период в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рассмотрено 1058 жалоб на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, членов комиссий по осуществлению закупок в рамках Закона о контрактной системе. Из указанного количества жалоб 32 жалобы (3,02%) были переданы по ведомственной принадлежности в иные территориальные органы Федеральной антимонопольной службы, а также в центральный аппарат ФАС России. Обоснованными, в том числе частично, признано 375 жалоб (35,44%), необоснованными – 414 (39,13 %), возвращено – 152 (14,38%), отозвано заявителями – 85  жалоб (8,03%).

Для сравнения за 9 месяцев 2017 года в антимонопольный орган поступило 1000 жалоб. Сравнение показателей 9-месячных периодов 2017 и 2018 гг. позволяет констатировать увеличение объема поступивших жалоб на 5,8%. 

Количество жалоб, поступивших на действия муниципальных заказчиков/уполномоченных органов/комиссий составляет 554 (52,36% от общего объема), при этом доля обоснованных жалоб (в том числе частично)  - 256 ед., составляет 46,2 % от общего количества жалоб, направленных на обжалование действий, совершенных при осуществлении закупок, финансируемых из муниципального уровня.

За период с 09.01.2018 г. по 18.09.2018 г. по результатам рассмотрения жалоб выявлено 366 закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе (рост показателя по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 5,47%). Всего установлено 1102 нарушения (рост показателя по сравнению с аналогичным периодом 2017 года составил 19,13%).

Из общего числа закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, 216 таких закупок проведены муниципальными заказчиками (выявлено 759 нарушений).

В указанной связи, учитывая, что 68,26% от общего количества обоснованных жалоб (в том числе частично), 68,87% от общего количества установленных по результатам рассмотрения жалоб нарушений, приходится на действия муниципальных уполномоченных органов/заказчиков/комиссий по осуществлению закупок, антимонопольный орган считает необходимым обратить внимание заказчиков/уполномоченных органов, проводящих закупки, финансирование которых осуществляется из муниципальных бюджетов, а также внимание членов закупочных комиссий таких заказчиков на необходимость неукоснительного соблюдения требований Закона о контрактной системе, а также своевременного повышения квалификации сотрудников, занятых в контрактной системе в сфере закупок.

____________________________________________________________________

Также за период с 09.01.2018 г. по 18.09.2018 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы рассмотрено 140 обращений заказчиков о включении сведений об участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.

По результатам рассмотрения 20 обращений приняты решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации, остальные обращения либо возвращены в связи с нарушениями порядка подачи обращений о включении сведений в реестр, либо по ним были приняты решения о не включении в реестр, либо переданы по подведомственности в ЦА ФАС России и иные территориальные органы ФАС России.

Отказы во включении сведений об участниках закупки вызваны несоблюдением заказчиками порядка заключения контрактов либо одностороннего расторжения контрактов, либо подтверждением добросовестности намерений участников закупки.

_____________________________________________________________________

Помимо указанного, Якутским УФАС России проведены 2 плановые и 40 внеплановых проверок действий заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок.

По результатам данных контрольных мероприятий установлено, что 46 закупок проведены с нарушениями, количество нарушений законодательства о контрактной системе - 96.

_____________________________________________________________________

Рассмотрено 92 уведомления об осуществлении закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

_____________________________________________________________________

Рассмотрены обращения заказчиков о согласовании заключения 27 контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком исполнителем).  Согласовано заключение 18 контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком исполнителем), отказано в согласовании заключения 4 контрактов, 4 обращения возвращены в связи с нарушениями порядка подачи обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком исполнителем). 1 поступившее обращение передано по подведомственности в иной территориальный орган ФАС России.

_____________________________________________________________________

По состоянию на 18 сентября 2018 года Якутским УФАС России возбуждено 203 дела об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из них: инициативных 74 дела об административном правонарушении; 122 дела об административном правонарушении возбуждено на основании постановлений районных прокуратур Республики Саха (Якутия), направленных в соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ; 7 дел об административном правонарушении возбуждено на основании поступившей информации от юридических лиц.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены 138 должностных лиц федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, вынесены постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 3 млн 186 тыс.руб. (138 постановлений) за нарушения требований Закона о контрактной системе.

Их них по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом вынесено 71 постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 2 млн. 130 тыс.руб.

_____________________________________________________________________

С 01 июля 2018 года вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе. При этом заказчики при осуществлении закупок зачастую не учитывают данные изменения Закона.

Так, в контрольной практике Якутского УФАС России имеются случаи несоблюдения заказчиками Закона о контрактной системе:

- устанавливаются требования к составу заявок на участие в электронном аукционе с учетом недействующей на 01 июля 2018 года редакцией Закона о контрактной системе;

- в аукционной документации приводятся положения статьи 70 Закона о контрактной системе, ранее регламентировавшей порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона. С 01 июля 2018 года данная статья признана утратившей силу;

- не устанавливается требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. При этом данное требование предусмотрено пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- аукционная документация содержит порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе;

- требуется обеспечение заявки от участников конкурсов и аукционов в случае когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн руб.

- проект контракта не содержит условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе: в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В связи с вышеизложенным Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) еще раз обращает внимание заказчиков на необходимость учета вступивших в силу изменений Закона о контрактной системе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Наверх